Вадимъ Ивлев
Торонто, Канада
27 апр
ДЛЯ ЧЕГО СТЕРЛИТАМАКУ НУЖНЫ ШИХАНЫ? ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Всеобъемлющий экологический кризис – это проблема всех стран без исключения, общая беда. По всему мiру люди с ужасом наблюдают, как с каждым годом мелеют реки, исчезает рыба, наступают пустыни, гибнут леса, усиливаются ураганы и наводнения, идут катастрофические изме-
нения климата, меньше становится жизни на Земле. Особенно остро это чувствуют молодое поколение и дети. Молодые учёные, политики, акти-
висты ищут путь выхода из тупика корпоративного безумия. Вопрос спа-
сения шиханов хорошо известен и обсуждается не только по всей Рос-
сии, но и за рубежом, например в ЮНЕСКО. В природе всё связано со всем, уничтожение жизни в любом самом отдалённом уголке земного шара напрямую касается каждого жителя планеты Земля.
Концепция развития Стерлитамака, которая сложилась у людей будуще-
го, борющихся за полноценную, достойную жизнь для своих детей и внуков, коротко такова:
1. С незапамятных времён весьма оживлённый торгово-миграционный путь от границ Китая и южного берега Каспийского моря до Волжской Булгарии шёл через широкую долину реки Белой (Агидель). Там, где дорога вплотную подходила к притоку Агидели, Ашкадару, с его высокого левого берега, открывалась изумительная, одна из красивейших пано-
рам планеты Земля. Полноводный и кристально чистый тогда Ашкадар был границей, за которой простиралась вольная степь. Восточнее, па-
раллельно Ашкадару, подчёркивая общий замысел Творца, несла свои воды могучая белая река Агидель. На правом берегу её, следуя общему меридианальному направлению, выстраивались в цепочку величественные шиханы – хранители сказочно богатого края, седые свидетели Времени.
Путники, караванщики, воины восточных империй всегда останавлива-
лись в благословенном месте, где три реки: Агидель, Ашкадар и Стерля сливались воедино. Задолго до основания города, на месте современ-
ного Стерлитамака жили люди, существовала развитая доисторическая
цивилизация.
На протяжении тысячелетий шиханы яляются центром, осью важных исторических событий. Древнейшие, коренные племена, кланы, роды воспринимали шиханы совсем не так, как мы. Для них шиханы были живыми (современная наука уже признала, что граница между живыми и неживыми природными объектами весьма условная). Люди разговарива-
ли с ними, находили убежище в пещерах во времена нападения врагов, устраивали наблюдательные пункты и военные укрепления на вершинах шиханов, совершали праздничные и сакральные обряды, получали от шиханов энергию и жизненную силу. Шиханы были воспеты в многочис-
ленных песнях и легендах, навечно запечатлены в эпосе башкирского народа.
Так шиханы стали одним из центров этногенеза населения Башкирии. Это явление хорошо изучено историками. Достаточно вспомнить, какое значение имели для греков гора Олимп, для армян гора Арарат, для евреев гора Сион, для японцев Фудзияма, для римлян Капитолийский холм и т. д.
Прочитайте башкирские легенды и вы убедитесь, что древние башкиры, как гармоничные, высокодуховные личности, воспринимали окружаю-
щий мир как единое, органическое целое, в котором человек занимает не господствуюшее положение, а только как часть общей гармонии. Такое понимание – это предел развития человеческой личности, которо-
го достигали немногие этносы, осознавшие, что преодоление тупого эгоизма и жизнь в мире и гармонии с окружающей природой
— единственно возможный путь сохранения жизни на Земле. Европейская техническая цивилизация только начинает подходить к понимаю этих вечных истин, жизнь заставляет.
Этногенез башкирского народа не завершён и выходит на новый, более высокий уровень. Чтобы убедиться в этом, достаточно, например, побы-
вать на Йыйын (съезде) рода Юрматы, который пройдёт 20 мая нынеш-
него года у священной для всех башкир горы Тора Тау, которая во всём мiре получила признание как один из символов Башкирии. Священная она не в том смысле, что люди ей поклоняются, но в том, шиханы – это неотъемлемая часть истории, жизни, будущего, самой души всего народа Башкирии.
Любая попытка уничтожить шиханы может рассматриваться как этноцид, т. е. насильственное сокращение этнического разнообразия человечест-
ва посредством деградации вмещающих ландшафтов.
2. Стерлитамак стал полноценным городом как укреплённый пункт на весьма важном в то время для Российской империи пересечении стра-
тегических путей – Оренбургского и Белорецкого трактов. Этот молодой город был нужен всем: русским, татарам (булгарам), башкирам, казакам, чувашам, киргизам. В нём мирно уживались православные, мусульмане, староверы, иудеи.
Сказочно богатый край предоставлял всем, кто честно трудился, возмо-жность вести достойное существование, наслаждаться полнотой жизни: здоровым климатом, кристально чистой питьевой водой, целебным степным воздухом, неисчислимыми дарами природы (лучшие в мире тучные чрнозёмы, рыба, ягоды, грибы, мёд). Всего в 500 км от Стерли-
тамака, на Среднем Урале, работный люд изнывал в непосильной ра-
боте на шахтах и рудниках, металлургических заводах и каменоломнях.
Вольный город Стерлитамак был избавлен от необходимости непосиль-
ных горных работ. В этом не было никакой необходимости. Чрезвычайно
выгодное географическое положение, сочетание сухопутного и водного транспорта, налаженные торговые связи с Югом и Востоком, быстро развивающиеся, высокотоварное сельское хозяйство, традиционные народные промыслы, такие как коневодство, бортничество, производ-
ство кожи, овцеводство с избытком обеспечивали потребности быстро растущего города и его окрестностей.
К началу 19-го века Стерлитамак уже предстаёт как классический русский купеческий город.
Купеческое сословие составляло седьмую часть населения(!), и это была необычайно высокая для городов Уфимской губернии цифра. Половина всех купцов Уфимской губернии жила в Стерлитамаке. Стерлитамакское купечество имело устойчивые торговые связи со всеми уездными городами Оренбургской губернии, Поволжья, Сибири и Сред-
ней Азии. В октябре и феврале в городе проводились ярмарки. Необходимо осбенно подчеркнуть, что стерлитамакское купечество было
совсем не таким, каким его позже изображали коммунисты. Это были честные, любящие свой город люди. Они занимались тем, что концен-
трировали капиталы не для того, чтобы вывезти их за границу, но для того, что развивать местную промышленность, создавать рабочие месте, строить дома для рабочих, выстраивать красивый Стерлитамак, на века.
В сентябре 1905-го г. было основано Акционерное Общество пароход-
ства по р. Белой. Правление находилось в Стерлитамаке, а объектом деятельности было объявлено пароходное сообщение между Стерлита-
маком и Уфой. А в 1914 г. рейсы до Стерлитамака даже открыла такая солидная фирма, как пароходство "Н-цы Д.Д. Якимова». К началу 20-го века было совершенно очевидно, что Стерлитамак – это один из самых перспективных молодых городов Российской империи.
Тысячи переселенцев устремились из исторического центра России в гостеприимный Стерлитамак. Не случись трагедии 1917-го года, Стерли-
тамак давно вошёл бы в историю, как город 21-го века, центр новой России.
Русские и иже с ними переселенцы сразу же по достоинству оценили несравненную красоту панорамы широкой долины реки Белой и величие стерлитамакских шиханов. С момента основания города, Заашкадарье, берега Белой и сами шиханы стали излюбленным местом отдыха жите-
лей Стерлитамака. Пикники, прогулки, восхождение на шиханы,
рыбалка, сбор ягод, купание, прогулки по реке Белой с обозрением величественной панорамы стали излюбленным занятием горожан и гостей города. Постепенно сложился целый комплекс для отдыха и развлечений: ипподром, пристань, прогулочные катера и пароходы, конные прогулки, целая сеть поставщиков даров природы, включая мёд, кумыс, ягоды, рыбу.
Стерлитамак и шиханы становились всё более популярными в России. Великие писатели Л. Н. Толстой и семья писателей Аксаковых, вслед за А. С. Пушкиным, первыми оценили достоинства уникального места отдыха.
Для русских переселенцев шиханы были такими же священными, как и для башкирского народа.
Центральная Россия неизбалованна горами, поэтому любые горы, неза-
висимо от их размера, принимались русскими с восторгом и уважением. Так было на Волге (Жигулёвские горы), так было и в Стерлитамаке.
Двенадцать поколений жителей Стерлитамака (среди них по крайней мере шесть поколений моих предков), жили в тени шиханов, наслажда-
лись их величественной красотой, восходили на их вершиины. Для них шиханы были частью их Родины, как это есть для меня и моего сына, той самой «скрепой», которую так усиленно ищет руководство страны. Когда я стою на высоком левом берегу Ашкадара и обозреваю цепь шиханов, я думаю о том, что в точности эту же картину видели сарматы, аланы, викинги, хазары, воины Чингиз-Хана, Ивана Грозного, Емельян Пугачёв, Салават Юлаев, А. С. Пушкин, Александр I, мои пра-пра-деды, мой дед, отец.
Неужели наши внуки и потомки увидят вместо этой захватывающей дух панорамы техногенную пустыню?
Как такое возможно в 21-м веке?